О «Жизели» в России
Дата создания: 1841г.
Вершиной романтической
хореографии поныне считается балет "Жизель",
поставленный на сцене парижской Оперы в 1841
году. Сценарий «Жизели» сочинил французский поэт
Теофиль Готье по записанной немецким поэтом
Генрихом Гейне старинной легенде о вилисах -
девушках, которые погибали до свадьбы и потом
мстили путникам, затанцовывая их до смерти.
Снова действительное соприкасалось с ирреальным.
Поэтический сюжет "Жизели"
перекликался с сюжетом "Сильфиды", но был
драматически усложнен. Крестьянка Жизель
узнавала, что ее жених - переодетый граф и,
значит, свадьбе не бывать. Девушка сходила с ума
и умирала, но продолжала любить Альберта и после
смерти. Став вилисой (второй акт), Жизель
спасала его от мести своих бессердечных подруг.
Романтическая тема разлада мечты и
действительности обретала здесь глубокий
гуманистический смысл: любовь побеждала смерть,
и ветреный прежде герой уходил с кладбища
потрясенный раскаянием.
Композитор "Жизели"
Адольф
Адан (1803-1856) сотрудничал с Тальони и
последовал за ними из Парижа в Петербург, где
написал музыку другого романтического балета -
"Морской разбойник". В "Жизели" он
усовершенствовал тот принцип симфонизации
музыкально-танцевального действия, который
выдвинула хореография Тальони. Постановщиком
"Жизели" был Жан Коралли, а Жюль Перро сочинил
танцы для первой исполнительницы заглавной роли,
прославленной балерины романтизма Карлотты Гризи,
которая позже, в 1851-1853 годах, гастролировала
в Петербурге.
В "Жизели" основные образы и
узловые события развивались в единстве пантомимы
и танца; этот балет навсегда остался образцом
такого единства. Уже в сцене первой встречи
Жизели и Альберта танец и пантомима
переплетались так естественно, что исчезала
грань между танцевальным движением и пантомимным
жестом. Только что Жизель порхала и кружилась в
танце, говорящем о ее счастье. Но входил
Альберт, и в невольном смущении героев
танцевальная речь приумолкала, снижалась до
шепота, танец уступал место простой походке,
бытовому жесту: Жизель хочет уйти, Альберт
удерживает ее, оба садятся на скамейку. Но
смущение исчезает, разговор становится громче, и
постепенно от чуть приметных глиссадов, делая
которые, Жизель совсем еще бытовым движением
манит к себе Альберта, пантомима переходит в
танец. В следующей сцене танец преобладает. Но и
здесь он отличен от танца ради танца: Жизель то
издали дразнит Альберта, скрываясь за вереницей
подруг, то нежданно встречается с ним. И дальше,
вплоть до сцены сумасшествия, в которой
пантомима пронизана танцем воспоминанием о
погибшем счастье, до сцены смерти Жизели, -
сплетаются в действии танец и танцевальная
пантомима.
Во втором акте преобладает
танец, но он ни разу не возникает в виде
вставного номера. Здесь он-цель. Для призрачных
вилис пляска - то же, что дыхание для живых
людей. Здесь он - и средство. Танцем вилисы
убивают пришельцев, но танцем Жизель и защищает
Альберта. Этот танец сохранял стилевые
особенности хореографии Тальони, соединявшей
воздушность с приемами устойчивости. Мария
Тальони одна, без поддержки партнера, "стоя на
ноге, как привинченная к полу", проделывала
сложные па адажио. В этих принципах построено
адажио Жизели во втором акте - единственное
адажио, исполняемое балериной без поддержки
партнера, которое сохранилось в балетном
репертуаре по сей день. Романтическая реформа
Тальони сказалась и в области кордебалетных
танцев "Жизели": они подытожили находки
хороводных танцев наяд и сильфид из балетов
Тальони. Кордебалет "Жизели" стал активным
действующим лицом драматических событий, и его
танцевальные темы, выпеваемые в унисон,
сплетались и перекликались с танцевальными
темами солистов, образуя с ними симфоническое
единство. "Жизель" - вершина романтического
балета, здесь достигнуты поэтическая
содержательность пантомимы и танца, живая
слитность этих двух начал, тесное взаимодействие
танца солистов и кордебалета.
Через год после парижской
премьеры, в 1842 году, балетмейстер Титюс
показал «Жизель» в Петербурге. Первой русской
Жизелью стала Е. И. Андреянова. Вскоре спектакль
пошел и на московской сцене.
В России этот балет
получил длительную сценическую жизнь.
Хореография спектакля непрерывно обогащалась и
трансформировалась, при том что сценарий и
музыка оставались незыблемой основой целого. К
концу XIX века, когда балет Западной Европы
пришел в упадок, "Жизель" сохранялась только на
русской сцене, а в начале XX века была
возвращена Западу как произведение русской
хореографии.