«Жизель» в Национальном Академическом Большой театре балета республики Беларусь
Музыка: Адольф Адан
Либретто: Верной де Сен-Жорж, Теофиль Готье и Жан Коралли
Хореография: Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа
Постановка: народная артистка СССР Ирина Колпакова
Музыкальный руководитель и дирижер: заслуженный деятель искусств Беларуси Лев Лях
Декорации и костюмы: лауреат Государственной премии Беларуси Эрнст Гейдебрехт
Премьера: 1841, Королевская академия музыки, Париж
Премьера нынешней постановки: 1987
Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом
Краткое содержание
балета «Жизель»
Первое действие
Деревушка в горах, окруженная лесами и виноградниками. Дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь со своей дочерью Жизелью.
В юную красавицу Жизель влюблен граф Альберт. На свидание с девушкой он приходит переодетым в крестьянское платье, оставив роскошный костюм
в охотничьем домике. Жизель не подозревает, что полюбила аристократа. Есть у девушки и другой поклонник — лесничий Ганс. Он раскрыл тайну Альберта
и пытается рассказать Жизели, кем на самом деле является ее избранник. Но Жизель не желает его слушать.
Издали доносятся звуки охотничьих рогов, вскоре появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. Это герцог с дочерью и свитой
возвращаются с охоты. Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Батильда, дочь герцога и невеста графа Альберта, очарована наивностью
и непосредственностью Жизели и дарит ей свое ожерелье. Герцог и Батильда идут отдыхать в дом. Крестьяне весело празднуют день сбора винограда. Среди
танцующих Альберт с Жизелью. Внезапно появляется Ганс и, указывая на Альберта, обвиняет его в нечестности. В подтверждение своих слов он показывает
богато украшенную, с графским титулом шпагу, обнаруженную им в охотничьем домике, где переодевался Альберт. Жизель не верит ему. Ганс трубит
в охотничий рог, перед смущенным Альбертом появляются все участники охоты во главе с герцогом и Батильдой. У Жизели не остается сомнений: она
обманута. Потрясенная предательством Альберта, она теряет разум и умирает.
Второе действие
Ночь. Сельское кладбище на берегу озера. Сюда к могиле Жизели приходит неутешный Ганс. Слышны таинственные звуки, вспыхивают
болотные огни. Напуганный Ганс спасается бегством. В лунном свете вырастает тень повелительницы виллис* Мирты. Мановением руки она вызывает тень
Жизели. Подруги-виллисы вовлекают ее в свой хоровод.
Слышен шум. Виллисы разбегаются. На кладбище приходит Альберт. Потеряв Жизель, он понял, каким сильным было его чувство.
Он остается один в глубоком раздумье и скорби. Перед ним является видение Жизели.
Хоровод виллис преследует Ганса. Цепь хоровода разрывается, и виллисы выстраиваются стеной на пути к озеру. Лесничий бежит вдоль
этой стены, надеясь спастись, но мстительные виллисы сталкивают его в озеро. Та же судьба ждет и Альберта, но Жизель защищает любимого и умоляет
Мирту пожалеть его. Мирта безжалостна, она приказывает Жизели оставить Альберта и танцевать. Жизель начинает смертельный танец, увлекая за собой
Альберта.
Приближается рассвет. Власть виллис закончилась. Сливаясь с предрассветным туманом, они исчезают. Жизель прощается со спасенным
любимым.
* Согласно немецким сказаниям, виллисы — это невесты, умершие до свадьбы. «Несчастные юные создания не могут спокойно лежать
в могиле, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил,
собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится. Он должен танцевать с ними, они обнимают его
с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво». (из Г.Гейне)