«Жизель» на русской сцене
Через год после парижской премьеры, в 1842 году, "Жизель" была показана в Петербурге, чуть позже - в Москве. С тех пор этот балет
никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели - знаменитой
Карлотты Гризи. В Большом театре эта партия украшала репертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семенова, Галина
Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Из сентиментально-красивой истории об обманутой любви
"Жизель" постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.
На петербургской и московской сценах "Жизель" неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета - Жюль
Перро, затем - Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви,
убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой "Жизели". С той поры балет оставался
почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.
Однако даже совершенные спектакли меняются в соответствии со вкусами и настроениями времени. И современные хореографы неизменно
стремятся подчеркнуть в "Жизели" все новые и новые нюансы, но при этом стараются не повредить веками испытанную на прочность хореографическую ткань
спектакля.
В Большом театре "Жизель" шла почти без перерывов с 1944 года. Автором редакции классической хореографии был Леонид Лавровский.
Трудно вспомнить страну, где не видели и не любили бы этого спектакля. Лишь несколько десятилетий спустя сделать новую редакцию "Жизели" отважился
Юрий Григорович.
Анна Галайда (текст из буклета к спектаклю, дается с сокращениями)