«Жизель» в исполнении Красноярского государственного Театра Оперы и Балета
"Виденья нежные! Лишь погружусь в мечтанья -
Выходят чередой они тотчас,
В неверном сумраке их зыбки очертанья,
Но вижу явственно я средь листвы мерцанье
Печальных и пытливых глаз."
В. Гюго.
А. Адан
ЖИЗЕЛЬ
Фантастический балет в 2-х действиях
Либретто – Т. Готье и М. Сен - Жоржа (по легенде Г. Гейне)
Хореография – Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа.
Редакция – народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР Л. Лавровский.
Постановка – заслуженный деятель искусств России А. Полубенцев.
Дирижер – А. Косинский.
Художники – Е. Родионова, А. Молибог.
Репетиторы – заслуженная артистка России О. Акинфеева, народный артист России А. Куимов, В. Суровцева, Т.Чекалина.
Концертмейстеры – Н. Дресвянникова, А. Мерщикова.
28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета "Жизель" французского композитора
Адольфа-Шарля Адама (1803-1856; в русской транскрипции его фамилия изменена - Адан) - автора 60 оперных и балетных партитур. Этот "перл поэзии,
музыки и хореографии" явился шедевром романтического искусства, запечатлевшим его излюбленные драматургические мотивы - двуплановость действия,
противоречие между духовным и реальным, призрачный мир видений, призраков, теней.
В основу балета положена поэтическая легенда о виллисах - невестах, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из своих могил и
танцуют, словно стремясь продлить девичьи игры, которые так жестоко прервала смерть. Горе путнику, встретившемуся им. Одержимые мститительным
чувством, виллисы вовлекут его в свой хоровод и до изнеможения закружат в танцах, пока он не упадет замертво...
Переработав легенду, Т. Готье и М. Сен-Жорж создали либретто, в известной мере, образцовое, отвечающее художественным идеалам
романтического искусства и, в то же время, подчиняющееся специфическим законам хореографии. Его лаконизм, сконцентрированность, ясность сюжетных
ситуаций способствуют выявлению основной идеи произведения, в котором любовь обладает немеркнущей силой.
Один из авторов хореографического текста - Ж. Перро сочинял его для своей жены и ученицы Карлотты Гризи - первой исполнительницы
партии Жизели, известной романтической балерины. Пластическая партитура балета, законченная и совершенная во всех мельчайших деталях, отличается
органичным соединением танца и пантомимы, действенным и психологическим рисунком дуэтов, воздушным характером движений. Велико значение кордебалета,
танец которого "симфонически" связан с танцем героини.
Премьера "Жизели" в России состоялась в 1842 году. В хореографической литературе сразу же появилось определение "русская Жизель",
отражающее своеобразие одухотворенного прочтения русскими балеринами сложной ведущей партии балета. Каждая из прославленных танцовщиц - Е.
Андреянова, А. Павлова, О. Спесивцева, М. Семенова, Г. Уланова и другие - раскрывала в нем нечто свое, дотоле неведомое. Недаром английский балетный
критик Арнолд Хаскелл писал о том, что "увидеть балерину в роли Жизели - это значит узнать все ее возможности".
В 1944 году, в ознаменование столетия со дня первой московской постановки "Жизели", Л. Лавровский создал новую редакцию балета.
Сохранив в неприкосновенности хореографический текст, он тщательно отредактировал мизансцены спектакля, уточнил и усовершенствовал рисунок отдельных
танцев.
Более полутора веков этот балет ставится во всех ведущих театрах мира, а партия Жизели входит в репертуар каждой значительной
балерины. Хрупкий, беззащитный и, в то же время, наделенный великой силой любви, "вечно юный" образ не оставляет равнодушными человеческие сердца.
Краткое содержание балета
Действие первое
Залитая солнцем маленькая деревушка в Германии. Здесь, среди прекрасных виноградников, живет Жизель со своей матерью. Молодая
девушка любит Альберта и верит в его ответное чувство. Влюбленный в Жизель лесничий Ганс подозревает, что Альберт - не простой крестьянин, а
переодетый дворянин. Он пытается предупредить ее об обмане, но девушка не верит ему.
В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают
приезжих. Альберт пытается скрыть свое знакомство с ними, ведь здесь его невеста Батильда. Возмущенный лесничий разоблачает Альберта.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.
Действие второе
Ночью, среди могил тихого деревенского кладбища, появляются призрачные виллисы, "одетые в подвенечные платья, увенчанные
цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при лунном свете, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час
истекает, и они снова должны сойти в холодные, как лед, могилы..." (Г. Гейне).
На кладбище появляется Ганс. Со смертью Жизели жизнь для него потеряла всякий смысл. Виллисы замечают лесничего. По приказу своей
повелительницы они, закружив Ганса в хороводе, сталкивают его в озеро.
После смерти Жизели Альберт страдает, понимая, как сильно любил он эту прекрасную девушку. Глубокой ночью юноша приходит на ее
могилу. Виллисы тотчас окружают Альберта, но появившаяся Жизель защищает его. Чистая и самоотверженная любовь девушки охраняет и спасает Альберта.