История «Жизели»,
как и многих балетов эпохи романтизма, начинается в 19 столетии во
Франции: в 1841 году в Париже прошла премьера
балета, поставленного по
либретто Теофиля Готье.
Автор написал либретто на основе древнего эпоса,
повествующего о вилисах. Генрих Гёйне также
рассказывал об этих сказочных существах, он
писал, что это девушки, умершие до свадьбы и
потому не утолившие своей жажды танцевать и
веселиться. Вилисы увлекали в танец
понравившихся им юношей и могли погубить их
быстрыми и долгими танцами. История о девушке,
ставшей после смерти вилисой легла в основу
либретто балета, музыку для которого создал
Адольф Адан,
известный многими романтическими музыкальными
работами.
Первой исполнительницей
главной партии стала Карлотта Гризи, которая так
же приезжала с театром на гастроли в Питербург.
В России первой исполнительницей Жизели была Е.
И. Андреянова. Интересно, что у себя на родине
балет на некоторое время исчезал из репертуаров
театров, в то время как
в России он
ставился почти беспрерывно на разных сценах. Его
возрождение во Франции, как и в других западных
странах случилось уже к рубежу двадцатого
столетия, где балет начал восприниматься как
произведение русской балетной школы.
Различных
постановок
«Жизели» великое множество, их
история
необычна и сказочна, как и сюжет балета. Ныне
самыми известными в российских театрах являются
постановки в редакции
Юрия Григоровича
и Владимира
Васильева. В 1997 году Владимир Васильев
попытался воссоздать оригинальную премьерную
парижскую постановку полуторовековой давности. С
поставленной задачей он справился весьма
неплохо, переработав некоторые танцы, а также
пригласив Юбера де Живанши сделать костюмы для
постановки. Новая «старая Жизель» с восторгом
была принята публикой и осталась в репертуаре
театра по сей день.